Венецианская комиссия представила положительное заключение по трем правовым вопросам, выдвинутым властями

22/06/2020

В последние несколько месяцев министерство юстиции тесно сотрудничало с Советом Европы и Венецианской комиссией. По логике этого партнерства министр юстиции 13 мая 2020 года выдвинул Венецианской комиссии три правовых вопроса, которые касаются реализации предусмотренной изменениями в Конституции от 2015 года, но не реализованной новой модели Конституционного суда, уточнения рамок предварительного рассмотрения Конституционным судом конституционных изменений и срока рассмотрения, а также возможности отмены ранее объявленного Национальным Собранием референдума, который был приостановлен на основании чрезвычайного положения, объявленного вследствие эпидемии.

Было опубликовано Мнение Комиссии, которая положительно отреагировала на предложение властей. Таким образом, в связи с первым вопросом, по сути проанализировано, что изменениями от 2015 года предусмотрена модель, соответствующая европейским стандартам Конституционного суда, и что европейским стандартом является также то, чтобы действующие судьи после изменения сроков пребывания в должности продолжали оставаться на своем посту до окончания срока, как было предусмотрено до изменений.

Затем Комиссия констатировала, что целью действующих властей по части предлагаемых изменений не является изменение соответствующей демократическим стандартам модели Конституционного Суда или отказ от этой модели, а также нет цели внедрить такие правила, которые позволят политическому большинству контролировать процесс назначения судей. Наоборот, очевидно, что цель властей — обеспечить, чтобы новые положения были реализованы, и состав Конституционного Суда как можно скорее отобразил демократические критерии, введенные в эти положения. Это — легитимная цель.

Комиссия также приняла, что в данном контексте период между принятием изменений и их окончательной реализацией, который может длиться до 20 лет, намного дольше обычного и приводит к срыву реализации изменений от 2015 года.

По части председателя суда Комиссия заключила, что с точки зрения европейских критериев приемлемы более короткие сроки пребывания в должности председателей суда, что может способствовать формированию среди судей более коллегиальной атмосферы, а не иерархической.

Касательно ситуации в Армении Комиссия констатировала, что нынешний председатель Конституционного суда будет пребывать в должности 17 лет, что является еще большим сроком, чем предусмотрено для судей новой Конституцией. Это может привести к преобладанию роли председателя суда и не будет способствовать формированию атмосферы коллегиальности среди судей. Следовательно, заключение Комиссии состоит в том, что в отличие от сроков пребывания в должности судей, по части пребывания в должности председателя суда власти имеют больше возможностей действовать по своему усмотрению, и сокращение этого срока возможно. Одновременно Комиссия посоветовала предусмотреть определенный переходный период.

Комиссия также приняла утверждение властей о том, что выборы в соответствии с положениями конституции 2005 года действующего председателя Конституционного суда (21 марта 2018 года), которые состоялись всего за три недели до вступления в силу изменений от 2015 года, противоречат духу этих изменений, они направлены, с одной стороны, на гарантирование независимости судебной системы и Конституционного суда от Парламента, с другой — на обеспечение ротации на посту председателя. Действующий председатель Конституционного суда был избран, когда новые правила относительно сроков пребывания в должности были давно уже приняты. Следовательно, этот случай полностью отличается от случая избранного в соответствии с предыдущей редакцией Конституции председателя Конституционного суда (имеется в виду Гагик Арутюнян), когда не было известно, что срок его пребывания в должности будет сокращен.

Обобщая, Комиссия по части первого вопроса приняла предложенный Правительством вариант, в частности отметив, что возможным решением для Армении в этих исключительных условиях может стать изменение действующей 213-й статьи — с установлением выборов новых судей Конституционного суда и одновременным предусмотрением переходного периода, который позволит постепенно изменить состав суда. Комиссия подчеркнула, что власти могут оценивать продолжительность такого переходного периода более эффективно.

В последний момент Мнение Комиссии было дополнено абзацем, в котором Комиссия отметила в тот же день распространенный депутатами Национального собрания проект изменений в Конституции, выразив сожаление о несоответствии предложениям Мнения. Хотя Комиссия и не уточнила в том же абзаце, какому конкретно предложению Мнения проект не соответствует, тем не менее ясно, что имеется в виду предложение об установлении нового переходного периода для судей, пребывающих в должности более 12 лет.

В связи со вторым вопросом Комиссия также сочла приемлемым предложение Правительства, в частности отметив, что ограничение проверки соответствия изменений в Конституции неизменными положениями Конституции соответствует европейским стандартам. Кроме того, было отмечено, что "неизменность" Конституции должна толковаться узко. Короткий срок предложенного рассмотрения также был сочтен приемлемым.

Примечательно, что Комиссия особо отметила заявление представителей Конституционного суда о том, что рассмотрение Конституционным судом изменений в Конституции может включать всю Конституцию. В частности, Комиссия предупредила Конституционный суд о трактовке в превышении полномочий на осуществление им предварительного рассмотрения. Было отмечено, что с точки зрения Комиссии будет проблематично, если Конституционный суд признает изменения в Конституции недействительными, основываясь на абстрактных принципах, непрочно связанных с неизменными положениями Конституции, или основываясь на широком толковании этих положений.

"Для Венецианской комиссии важно, чтобы касающиеся независимости Конституционного суда конституционные институциональные принципы четко были отделены от личных интересов судей. В связи с этим Конституционный суд должен проявить сдержанность, чтобы избежать при рассмотрении касающихся Суда изменений хотя бы создания впечатления в предпочтении личных интересов судей", — указывается в Мнении.

В связи с третьим вопросом Венецианская комиссия сочла, что то, что принятые уполномоченным органом нормы и решения могут быть аннулированы новым решением, принятым тем же органом по той же процедуре, является общим принципом публичного права.

Венецианская комиссия вне рамок анализа представленных правовых вопросов также сделала замечания по некоторым вопросам, которые Правительством были приняты к сведению и всесторонне будут рассмотрены в процессе всеобъемлющих изменений в Конституции.

Обобщая следует отметить, что Венецианская комиссия представила положительное заключение по трем правовым вопросам, выдвинутым властями, подчеркнула легитимную цель предлагаемых решений и их соответствие европейским стандартам.

Правительство Армении выражает благодарность Совету Европы и Венецианской комиссии за эффективное сотрудничество и приложенные усилия, направленные на легитимную цель преодоления в сложившейся ситуации кризиса вокруг Конституционного суда — в соответствии с европейскими стандартами.